Животные и транспорт

   Принципы советской государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в Конституции СССР, устанавливающей, что в интересах настоящего и будущих поколений в Советском Союзе принимаются меры по обеспечению рационального использования и охраны природных ресурсов (ст. 73), что граждане СССР обязаны беречь природу и охранять ее богатства (ст. 67). Развитие и совершенствование природоохранительного законодательства — результат заботы Коммунистической партии и Советского государства об охране окружающей среды. В докладе Генерального секретаря ЦК КПСС това¬рища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС было отмечено: «...теперь у нас есть обоснованные юридические нормы, позволяющие целеустремленно вести работу в защиту природы».
   1 декабря 1978 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов», в котором отмечены серьезные недостатки в организации охраны животного мира, а также в организации научных исследований по ряду проблемных вопросов охраны природы. В постановлении указано на необходимость усиления охраны природы министерствами, ведомствами и советами министров союзных республик.
   Охрану государственного охотничьего фонда, являющегося составной частью природных ресурсов, осуществляют органы госохотнадзора во взаимодействии с милицией и общественными организациями. Для успешного проведения мероприятий по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты в апреле 1976 г. разработан совместный план мероприятий органов госохотнадзора и милиции по охране охотничьей фауны. В плане подчеркнута важность обеспечения рейдов по охране охотугодий техническими средствами, ибо техническая оснащенность участников рейдов в значительной мере определяет успех проведения мероприятий и эффективность работы по предупреждению и пресечению браконьерства. Использование браконьерами современных видов транспорта — автомобилей повышенной проходимости, тяжелых мотоциклов, катеров, моторных лодок и мото-нарт — облегчает не только проведение незаконной охоты, но и повышает мобильность правонарушителей, позволяет им быстро скрыться с места преступления. Есть случаи использования браконьерами государственного транспорта, вплоть до гусеничных вездеходов и вертолетов, применение которых наносит наибольший материальный ущерб и невосполнимый моральный урон делу сохранения животного мира.
   Учитывая повышенную общественную опасность браконьерства с применением автомототранспортных средств, законодатель включил его в квалифицированные составы преступления (ч. 2 ст. 166 УК РСФСР), санкция за которые предусматривает наказание только в виде лишения свободы, что уже имеет профилактическое значение. Выявлению фактов автомототранспортного браконьерства и профилактике этого вида преступлений способствует техническая оснащенность органов госохотнадзора и милиции, а также наличие бортовых номеров и номерных знаков у механических транспортных средств, используемых нарушителями. Наличие номерных знаков на транспортных средствах затрудняет, а подчас лишает браконьеров возможности бесследно скрыться и остаться неизвестными. Так, по факту незаконного отстрела кабанов в заказнике Ульдуры Хабаровского края браконьеры были установлены только благодаря бортовому номеру вертолета, замеченному в бинокль работниками госохотнадзора.
   Большой проблемой охраны диких животных является полное отсутствие номерных знаков на значительной части вездеходов изыскательских партий и других организаций, работающих в отдаленных охотугодьях, на многих мотонартах и других транспортных средствах. Так, летом 1978 г. в Калмыкии 85% встреченных в степи мотоциклов не имели номерных знаков, многие водители не имели удостоверений на право управления ими. В последние годы на огромных просторах Севера и в лесной зоне появилось большое количество снегоходов марок «Буран», «Лайка» отечественного производства, а также зарубежных конструкций. Большой бедой для диких животных обернулось появление в охотугодьях снегоходов, используемых браконьерами. В тундре, лесотундре и поле от них не уходит ни один зверь. Борьба с браконьерами, использующими снегоходы, крайне затруднена из-за отсутствия номерных знаков, зарегистрированных госавтоинспекцией. Дело в том, что до настоящего времени не установлен порядок обязательного сообщения торгующими организациями в органы ГАИ данных о лицах и организациях, которые приобрели снегоходы. В результате создается удобная для нарушителей ситуация, позволяющая им годами уклоняться от регистрации транспорта в органах ГАИ.
   В последние годы увеличилась гибель диких животных от наезда на них автомототранспортных средств  на дорогах общего пользования. Ситуации при этом в основном бывают следующие: 1) наезд при   внезапном   появлении   животного перед транспортом; 2) наезд при внезапном   появлении   животного   перед транспортом, но при оповещении водителя дорожным знаком «Животные на дороге»;   3)  умышленное  преследование животного с последующим нанесением ему удара бампером автомобиля, в основном в темное время суток при свете фар. При наезде или столкновении с автомобилем животное, как правило, погибает сразу либо, получив серьезное ранение, не может жить в условиях естественной свободы и гибнет через некоторое время. В любом случае материальный ущерб, нанесенный государственному охотничьему фонду, подлежит возмещению вне зависимости от наличия или отсутствия вины владельца транспорта. Это требование прямо вытекает из ст. 454 Гражданского кодекса РСФСР, поскольку автомототранспортное средство отнесено законом к источникам по¬вышенной    опасности.    Следовательно, в первом случае водитель несет лишь материальную ответственность  в  виде возмещения ущерба, причиненного государственному  охотничьему фонду в результате гибели дикого животного. Во втором случае, помимо возмещения материального  ущерба,  водитель  при¬влекается органами ГАИ к администра¬тивной ответственности, если дорожно-транспортное  происшествие,  связанное с наездом на животное, не повлекло последствий,  образующих  состав  преступления,   предусмотренного   ст.   211 Уголовного кодекса РСФСР. В третьем случае   (добыча   животного способом наезда на него транспортом) действия водителя  образуют состав  незаконной охоты с применением   автомототранспортных средств, предусмотренный ч. 2 ст. 166 Уголовного кодекса РСФСР. Санкция этой статьи, помимо основного наказания,   предусматривает   и  дополнительное  в  виде  конфискации  индивидуального транспорта. На необходимость конфискации транспортных средств, используемых в качестве орудий преступлений по уголовным делам о незаконной охоте, указано в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 июня 1977 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы».
   Для применения к водителям транспортных средств упомянутых правовых санкций необходимо незамедлительное сообщение органами ГАИ органам госохотнадзора о всех дорожно-транспортных происшествиях, связанных с наездом на диких животных. Однако, как показывает практика, в некоторых случаях наезды на диких животных не регистрируются, что приводит к расхождению в статистических данных органов госохотнадзора и ГАИ. Так, в 1976 г. в Московской  области, по данным  госохотинспекции, были сбиты автомобилями 61 лось, 6 кабанов и косуля, а госавтоинспекцией зарегистрировано только 52 таких случая. В 1977 г. органами госохотнадзора выявлено 44 таких случая, а органами ГАИ зарегистрировано 36, в  1978 г.— соответственно 57 случаев и 52. Подобное несоответствие в учетных   данных можно объяснить только недостаточной согласованностью в работе указанных административных органов и отсутствием постоянного взаимообмена информацией по данному виду происшествий. Для усиления охраны животного мира от воздействия транспортных средств представляется своевременным и необходимым ввести обязательный порядок оформления органами ГАИ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на диких животных, только с участием работника госохотнадзора. И наоборот, акт о гибели животного от наезда транспортных средств, составляемый   работником   госохотнадзора,  должен удостоверять   подписью работник ГАИ либо иной работник милиции.
   Кроме этого, необходимы совместные исследования органов ГАИ и госохотнадзора по анализу случаев гибели диких животных на дорогах, выявлению и картированию постоянных переходов животных через дороги для установки в этих местах соответствующих дорожных знаков, направляющих изгородей или отпугивающих устройств.

Е. ЗУЕВ,
старший научный сотрудник ЦНИЛ Главохоты РСФСР
И. БЕЛЯКОВ,
научный сотрудник ВНИИ МВД СССР
Охота и охотничье хозяйство, №10, 1979

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна
   © 2015 - 2017   Охота, рыбалка, активный отдых - Информационный портал
Рыбалка. Приманки
Охота на кабана
Охота на утку
Охота на зайца
Животные и транспорт